Российский топливный рынок этим летом столкнётся с дефицитом и резким ростом цен
- 21.05.2018. Рынок топлива
Российский топливный рынок этим летом столкнётся с дефицитом и резким ростом цен. Причина:НПЗ работают в минус, чтобы отбить затраты они переключились на экспорт. Всё это создаёт реальную угрозу посевной кампании и авиаперевозкам, и вопреки этой угрозе государственная компания «Транснефть» стимулирует продажу дизеля за границу.
В апреле, после трёхмесячного затишья, в России возобновился рост цен на нефтепродукты. Аи-95 подорожал в среднем до 41,65 рублей за литр. К концу месяца его почти догнало дизельное топливо, прибавившее 63 копейки – до 41,60 рублей. Это средние цифры по стране, в некоторых регионах рост оказался более значительным – 2-3%. Эксперты объясняют это снижением объёма торгов топливом на СПбМТБ, производители гонят бензин и дизель за границу в ущерб внутреннему рынку. Никаких иллюзий по поводу социальной ответственности владельцев частных НПЗ у нас нет, но удивительно, что зарабатывать на экспорте им помогает государственная трубопроводная монополия.
«Транснефть» бодро отчиталась о запуске нового продуктопровода по маршруту Волглоград-Новороссийск. Если внимательно посмотреть на карту, то становится ясно ,что эта нефтяная артерия соединила с новороссийским портом волгоградский НПЗ «Лукойла». Использовать новую трубу также смогут перерабатывающие предприятия «Сургутнефтегаза». Продуктопровод будет ежегодно перекачивать более 8 млн тонн дизеля – четверть объёма внутреннего потребления дизтоплива, который составляет 33 млн тонн. Для сравнения, за весь 2017 год по всем каналам поставки России направила иностранным покупателям всего 5 млн тонн.
Если учесть, что сегодня нефтяники зарабатывают на экспорте дизеля по 50 долларов за тонну, что существенно превышает маржу на внутреннем рынке, нет никаких сомнений, что новый продуктопровод «Транснефти» будет загружен под завязку. К этому стоит добавить логистические преимущества, которые даёт нефтяникам новая труба – по сравнению с железнодорожными перевозками затраты на транспортировку дизеля в порт снижаются на 25%. Какие последствия это может повлечь для отечественного потребителя?
«Ситуация, действительно, становится угрожающей. Регионы юга России потеряют значительные объемы топлива, цена на него автоматически взлетит: ведь поставкам на внутренний рынок предложена альтернатива, которая выглядит куда заманчивей», – прокомментировал ситуацию Рустам Танкаев, ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России. По его словам, наращивание экспорта дизеля может ударить не только по сельхозпредприятиям, но и привести к дефициту авиационного топлива.
При этом участники проекта по созданию трубопровода Волгоград-Новороссийск неоднократно заявляли, будто выполняют указания президента, поручившего увеличить экспортные возможности российских портов. Однако, как считает Рустам Танкаев, нефтяники исказили задачу, поставленную главой государства.
«Действительно, президент говорил об этом, но он вовсе не имел ввиду, что нужно гнать нефтепродукты на экспорт, осушая внутренний рынок. Он лишь отметил необходимость привлечь [на территорию РФ] объёмы, переваливаемые в других странах: переваливать [нефтепродукты] надо через свои порты, а не через Прибалтику. Непонятно почему теперь это вполне законное требование делают оправданием для стремительно растущего хищнического экспорта», – отметил Рустам Танкаев.
Проще говоря, получается, что «Транснефть» – компания со стопроцентным государственным участием – которая призвана обеспечивать эффективность транспортировки нефтепродуктов и поддерживать равные условия для всех участников рынка в интересах отечественной экономики, создаёт для частных нефтяных компаний ситуацию, идеальную с точки зрения дикого капитализма. Неужели госменеджеры действительно считают ситуативную выгоду экспортных поставок топлива достаточным основанием для ценового удара по российским предприятиям и автомобилистам?
Впрочем, есть и другая сторона медали. «На экспорт стало поставляться гораздо больше нефтепродуктов, чем в прошлом году. Но главным остаётся биржевой фактор, оптовые цены привязаны к биржевым индикаторам», – считает глава Российского топливного союза Евгений Аркуша. Сегодня нефтяники должны продавать через биржу не менее 5% произведённого дизтоплива и не менее 10% бензина всех марок. Эксперты убеждены, что эти нормы безнадёжно устарели. «Они утверждались на заре биржевой торговли, с тех пор число игроков на рынке существенно выросло, увеличился и спрос на топливо», – говорит генеральный директор некоммерческого партнерства «Совет по товарным рынкам» Илья Мороз. Он отметил, что сейчас обсуждается идея увеличения этих нормативов: до 8% по дизельному топливу и до 15% по бензинам.
В данный момент «Лукойл» и «Сургутнефтегаз» продают через биржу 6,7-6,8% дизеля со своих НПЗ, однако частные корпорации без увеличения нормативов не будут заинтересованы в увеличении биржевых поставок, они, напротив, увеличат долю поставок дизеля на экспорт. Всё это может вызвать дефицит топлива и скачкообразный рост цен на фоне летнего повышения спроса и работы нового продуктопровода Волгоград-Новороссийск. http://au92.ru
В апреле, после трёхмесячного затишья, в России возобновился рост цен на нефтепродукты. Аи-95 подорожал в среднем до 41,65 рублей за литр. К концу месяца его почти догнало дизельное топливо, прибавившее 63 копейки – до 41,60 рублей. Это средние цифры по стране, в некоторых регионах рост оказался более значительным – 2-3%. Эксперты объясняют это снижением объёма торгов топливом на СПбМТБ, производители гонят бензин и дизель за границу в ущерб внутреннему рынку. Никаких иллюзий по поводу социальной ответственности владельцев частных НПЗ у нас нет, но удивительно, что зарабатывать на экспорте им помогает государственная трубопроводная монополия.
«Транснефть» бодро отчиталась о запуске нового продуктопровода по маршруту Волглоград-Новороссийск. Если внимательно посмотреть на карту, то становится ясно ,что эта нефтяная артерия соединила с новороссийским портом волгоградский НПЗ «Лукойла». Использовать новую трубу также смогут перерабатывающие предприятия «Сургутнефтегаза». Продуктопровод будет ежегодно перекачивать более 8 млн тонн дизеля – четверть объёма внутреннего потребления дизтоплива, который составляет 33 млн тонн. Для сравнения, за весь 2017 год по всем каналам поставки России направила иностранным покупателям всего 5 млн тонн.
Если учесть, что сегодня нефтяники зарабатывают на экспорте дизеля по 50 долларов за тонну, что существенно превышает маржу на внутреннем рынке, нет никаких сомнений, что новый продуктопровод «Транснефти» будет загружен под завязку. К этому стоит добавить логистические преимущества, которые даёт нефтяникам новая труба – по сравнению с железнодорожными перевозками затраты на транспортировку дизеля в порт снижаются на 25%. Какие последствия это может повлечь для отечественного потребителя?
«Ситуация, действительно, становится угрожающей. Регионы юга России потеряют значительные объемы топлива, цена на него автоматически взлетит: ведь поставкам на внутренний рынок предложена альтернатива, которая выглядит куда заманчивей», – прокомментировал ситуацию Рустам Танкаев, ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России. По его словам, наращивание экспорта дизеля может ударить не только по сельхозпредприятиям, но и привести к дефициту авиационного топлива.
При этом участники проекта по созданию трубопровода Волгоград-Новороссийск неоднократно заявляли, будто выполняют указания президента, поручившего увеличить экспортные возможности российских портов. Однако, как считает Рустам Танкаев, нефтяники исказили задачу, поставленную главой государства.
«Действительно, президент говорил об этом, но он вовсе не имел ввиду, что нужно гнать нефтепродукты на экспорт, осушая внутренний рынок. Он лишь отметил необходимость привлечь [на территорию РФ] объёмы, переваливаемые в других странах: переваливать [нефтепродукты] надо через свои порты, а не через Прибалтику. Непонятно почему теперь это вполне законное требование делают оправданием для стремительно растущего хищнического экспорта», – отметил Рустам Танкаев.
Проще говоря, получается, что «Транснефть» – компания со стопроцентным государственным участием – которая призвана обеспечивать эффективность транспортировки нефтепродуктов и поддерживать равные условия для всех участников рынка в интересах отечественной экономики, создаёт для частных нефтяных компаний ситуацию, идеальную с точки зрения дикого капитализма. Неужели госменеджеры действительно считают ситуативную выгоду экспортных поставок топлива достаточным основанием для ценового удара по российским предприятиям и автомобилистам?
Впрочем, есть и другая сторона медали. «На экспорт стало поставляться гораздо больше нефтепродуктов, чем в прошлом году. Но главным остаётся биржевой фактор, оптовые цены привязаны к биржевым индикаторам», – считает глава Российского топливного союза Евгений Аркуша. Сегодня нефтяники должны продавать через биржу не менее 5% произведённого дизтоплива и не менее 10% бензина всех марок. Эксперты убеждены, что эти нормы безнадёжно устарели. «Они утверждались на заре биржевой торговли, с тех пор число игроков на рынке существенно выросло, увеличился и спрос на топливо», – говорит генеральный директор некоммерческого партнерства «Совет по товарным рынкам» Илья Мороз. Он отметил, что сейчас обсуждается идея увеличения этих нормативов: до 8% по дизельному топливу и до 15% по бензинам.
В данный момент «Лукойл» и «Сургутнефтегаз» продают через биржу 6,7-6,8% дизеля со своих НПЗ, однако частные корпорации без увеличения нормативов не будут заинтересованы в увеличении биржевых поставок, они, напротив, увеличат долю поставок дизеля на экспорт. Всё это может вызвать дефицит топлива и скачкообразный рост цен на фоне летнего повышения спроса и работы нового продуктопровода Волгоград-Новороссийск. http://au92.ru